25 января 2023 года «Исторический центр Одессы» внесен в Список всемирного наследия и Список всемирного наследия под угрозой

Решение 18 EXT.COM 5.2

(перевод с английского)

Комитет всемирного наследия,

1.         Изучив документы WHC/23/18.EXT.COM/5 и WHC/23/18.EXT.COM/INF.5,

2.         Вносит Исторический центр города-порта Одесса, Украина, в Список всемирного наследия в соответствии с чрезвычайной процедурой на основании критериев (ii) и (iv);

3.         Принимает следующую формулировку выдающейся универсальной ценности:

Краткое резюме

Исторический центр Одессы является частью портового города, расположенного на украинском берегу Черного моря. Он размещается на побережье мелководного морского залива примерно в тридцати километрах к северу от Днестровского лимана. Город был основан в 1794 году в результате стратегического решения императрицы Екатерины II построить теплый порт после окончания русско-турецкой войны 1787-1792 годов.

Новый город, построенный на месте турецкой крепости, был первоначально спланирован военным инженером, а затем расширен в течение 19 века.

Своим характером и быстрым развитием в 19 веке Одесса обязана успеху своего порта, благоприятной политике губернаторов и статусу свободного портового города с 1819 по 1859 год. Торговля привлекала множество разнообразных людей, которые формировали полиэтнические и многокультурные сообщества, превращая Одессу в космополитический город. Темпы его развития, богатство, которое он приносил, и мультикультурализм – все это повлияло на его архитектурный облик и разнообразие стилей, которые по-прежнему сохраняются в городском ландшафте. Это также вызвало напряженность, которая, начиная с 1821 года, спровоцировала ряд жестоких событий.

Исторический центр Одессы представляет собой решетчатую систему широких улиц, обсаженных деревьями и разделенных на два прямоугольных блока, расположение которых задается двумя глубокими оврагами, прорезающими возвышенное Одесское плато перпендикулярно побережью. Город характеризуется относительно малоэтажной застройкой. Будучи спроектированы известными архитекторами и инженерами, многие из которых прибыли в первые годы из Италии, одесские театры, культовые постройки, школы, частные дворцы и доходные дома, клубы, гостиницы, банки, торговые центры, склады, биржи, терминалы и другие общественные и административные здания отражают одновременно и эклектичное многообразие архитектурных стилей, и все основные виды деятельности торгового города.

Приморский бульвар, протянувшийся вдоль края плато, Потемкинская лестница, спускающаяся к берегу, ансамбль Одесского театра оперы и балета и Пале-Рояль – главные достопримечательности города.

Несмотря на то, что градостроительные и архитектурные особенности, присущие Одессе, можно обнаружить и в других городах бывших Российской и Австро-Венгерской империй, Одесса сохранила обширные участки своей исторической ткани, которые свидетельствуют о ее стремительном и бурном развитии в 19 веке, а также о гораздо большем, чем во многих других городах, разнообразии ее населения. Таким образом, Одесса, запечатлевшая в своем градостроительном и архитектурном наследии множество культур, ценностей, обычаев, социальных структур и конфессий, может считаться свидетельством многокультурных и полиэтнических традиций восточноевропейских городов XIX века.

Критерий (ii): Исторический центр Одессы олицетворяет процесс важного взаимообмена человеческими ценностями в Восточной Европе благодаря разнообразным архитектурным стилям, которые сложились в период его быстрого роста в 19 веке и являются отражением сосуществования многих культур и сочетания влияний, характерных для пограничной зоны Европы и Азии.

Критерий (ii): Исторический центр Одессы с его разнородной застройкой, относящейся в основном ко второй половине 19 – началу 20 века, представляет собой выдающуюся «капсулу времени», запечатлевшую образец городской планировки 19 века, которая отражает одновременно и исключительно быстрый рост города благодаря процветанию, вызванному промышленной революцией, и его поразительное культурное разнообразие.

Целостность

Хотя проектный план Одессы в некоторых отношениях менялся по мере роста города, его основные направления оставались неизменными. Решетчатая структура города и его линейная связь с портом и морем сохранилась и читается в городском ландшафте, сохранились также многие здания 19 века. Измененные границы, соответствующие границам объединенной зоны охраны, установленной действующим Генеральным планом Одессы, охватывают все атрибуты, необходимые для выражения выдающейся универсальной ценности.

Целостность ключевых архитектурных объектов города 19-го и начала 20-го веков в основном представляется удовлетворительной, но остается очень хрупкой из-за отсутствия адекватного контроля в области планирования и ненадлежащей консервации. Целостность формы и характеристик кварталов застройки, расположенных за фасадами главных улиц, также кажется весьма уязвимой для современных включений и неадекватной консервации. Учитывая чрезвычайную процедуру и отсутствие миссии на объект к моменту внесения в Список всемирного наследия, должна быть предусмотрена соответствующая оценка того, насколько хорошо поддерживается целостность отдельных зданий и групп зданий.

Подлинность

Ключевые атрибуты выдающейся универсальной ценности связаны с планировочной структурой и разнородной застройкой города, отражающей разнообразие его многокультурных торговых сообществ. Измененные границы, соответствующие границам объединенной зоны охраны, установленной действующим Генеральным планом Одессы, охватывают все необходимые атрибуты, которые передают идею целостного города, быстро развивавшегося в период исключительного экономического роста, со зданиями, полностью отражающими переплетение доминировавших социальных, культурных и архитектурных влияний.

Учитывая чрезвычайную процедуру и отсутствие миссии на объект на момент включения в Список всемирного наследия, необходимо предусмотреть соответствующую оценку подлинности отдельных зданий, их состояния сохранности, того, как сохраняется их исторический контекст, а также того, как новые здания, построенные за последние двадцать лет, негативно повлияли на общую подлинность городского ансамбля.

Требования к управлению и охране

Общие положения по охране культурного наследия установлены Законом Украины «Об охране культурного наследия», принятым в 2000 году. Министерство культуры и информационной политики Украины является высшим органом власти в сфере культурного наследия, действующим от имени Кабинета Министров. Оно формулирует и реализует государственную политику в сфере культурного наследия и руководит деятельностью государственных учреждений, связанных с культурой и искусством. Министерство отвечает за надзор и контроль за охраной исторических памятников. На муниципальном уровне Управление охраны культурного наследия Одесского городского совета отвечает за охрану и сохранение объектов культурного наследия в соответствии с правилами сохранения исторического наследия в градостроительстве.

Объект охраняется в соответствии с местными регламентами, установленными в 2008 году Генеральным планом Одессы.

Объект расположен в наиболее значимой для города центральной зоне, где находятся основные административные, общественные, деловые и культурные учреждения. Установлена объединённая зона охраны. Ее границы определены в соответствии с действующим историко-архитектурным опорным планом Одессы, утвержденным приказом Министерства культуры и туризма Украины и интегрированным в Генеральный план Одессы. Отдельные здания и их комплексы внесены в Государственный реестр недвижимых исторических памятников Украины и охраняются в соответствии с Законом Украины «Об охране культурного наследия» как исторические памятники архитектуры.

Необходимо усовершенствовать систему управления с целью охвата всех атрибутов ценности и обеспечения скоординированного управления через вспомогательные административные инструменты и механизмы принятия решений. Система управления должна включать подробные программы мониторинга и сохранения, а также общую политику интерпретации и презентации. Необходимо внедрить систему управления рисками.

4.       Включает также Исторический центр портового города Одессы, Украина, в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой;

5.       Рекомендует государству-стороне пригласить совместную миссию Центра всемирного наследия/ИКОМОС по реактивному мониторингу объекта, если это осуществимо, для определения мер по достижению желаемого состояния сохранности и программы корректирующих мер для исключения объекта из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой;

6.       Просит государство-сторону представить карту и географические координаты с указанием измененных границ объекта, более широких, чем предложенные в номинационном досье, исключающих территорию порта, охватывающих историческую часть города в том виде, в котором она сложилась к концу 19 века, и совпадающих с границами объединённой зоны охраны, как показано в Генеральном плане Одессы, с территорией порта в качестве части буферной зоны, к 1 июня 2023 года;

7.       Также рекомендует государству-участнику в срочном порядке рассмотреть следующее:

a) расширить буферную зону с тем, чтобы она охватывала непосредственное окружение измененных границ, а также территорию порта, и подать запрос на незначительное изменение границ в этом отношении с подробным описанием того, как будет управляться буферная зона для поддержания выдающейся универсальной ценности объекта,

b) усилить правовое регулирование в границах объединенной зоны охраны для защиты атрибутов объекта от ненадлежащей застройки,

c) интегрировать механизмы оценки воздействия на наследие в правовую базу в качестве необходимого предварительного условия для проектов развития и деятельности, которые планируется осуществлять на территории объекта или его буферной зоны,

d) разработать перечень и показатели для оценки состояния сохранности объекта, а также разработать и внедрить систему мониторинга,

e) продолжить реализацию программ по сохранению, отдавая приоритет зданиям, находящимся под угрозой, и зонам, нуждающимся в срочном стабилизирующем или консервационном вмешательстве,

f) осуществить исследование по определению материальных и нематериальных аспектов полиэтнического и многокультурного наследия города и разработать меры интерпретационной политики,

g) пересмотреть проект плана управления с целью включения в него мер по обеспечению готовности к стихийным бедствиям, изменению климата и другим рискам, а также мер реагирования на чрезвычайные ситуации;

8.       Также просит государство-сторону представить в Центр всемирного наследия к 1 февраля 2024 года отчет о выполнении вышеупомянутых рекомендаций для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 46-й сессии;

9.       Принимает решение изменить название объекта на «Исторический центр Одессы».

Комментарий НК ИКОМОС, Россия:

25 января 2023 года на 18-й Внеочередной сессии Комитета всемирного наследия в Париже было принято решение о включении объекта «Исторический центр Одессы» в Список всемирного наследия и Список всемирного наследия под угрозой. Решение о внесении объекта в Список было принято Комитетом всемирного наследия путем голосования с 6-ю голосами «за», одним голосом «против» и 14-ю воздержавшимися.

Накануне сессии Национальный комитет ИКОМОС, Россия, по поручению Минкультуры России рассматривал номинационную документацию объекта и информировал международные структуры о слабых местах досье, в частности, о бедной базе источников, большинство из которых представляли собой туристические интернет-ресурсы, об отсутствии в досье широкого культурного пласта, связанного с российской историей Одессы, о существенных проблемах с целостностью, подлинностью, охраной и управлением объекта.

Стоит отметить, что, несмотря на сам факт внесения объекта в Список всемирного наследия и Список наследия под угрозой, у ИКОМОС и Комитета всемирного наследия осталось много вопросов к украинской стороне, что зафиксировано в решении 18 EXT.COM 5.2.

Первый вопрос касается границ объекта и его буферной зоны. Заявленные на момент внесения территории не устроили ИКОМОС, который рекомендовал внесение исторического центра Одессы в Список только при условии существенных корректировок: территорию объекта было решено изменить, исключив портовую зону и включив дополнительно значительную часть городской застройки в границах объединённой зоны охраны. Буферная зона объекта была также признана несостоятельной, что выразилось в рекомендации о незамедлительном расширении буферной зоны с обоснованием её новых границ и предоставлением отчёта в Центр всемирного наследия до 1 июня 2023 года. Предложенные ИКОМОС изменения границ предполагают увеличение территории объекта более, чем на 30%, а буферной зоны на неустановленную величину. Для корректировки буферной зоны в решении Комитета всемирного наследия предлагается механизм незначительного изменения границ, соответственно, изменения должны будет носить очень умеренный характер.

Далее, исходя из принятой формулировки выдающейся универсальной ценности, целостность и подлинность объекта не является безусловно подтвержденной и требует проведения дополнительной оценки. Прецедент внесения в Список всемирного наследия объекта, целостность и подлинность которого вызывает сомнения, представляет собой очень тревожную тенденцию, которая в будущем может негативно отразиться на авторитете Списка всемирного наследия.

Важным представляется пункт решения, адресующий украинской стороне призыв разработать исследования по определению материальных и нематериальных аспектов многоэтнического и многокультурного наследия города и разработать меры по интерпретационной политике. Аналогичные предложения Комитет всемирного наследия высказывал для другого объекта всемирного наследия — Объекты японской промышленной революции Мэйдзи: металлургия, судостроение и добыча угля. Там проблема заключалась в отрицании Японией фактов использования рабского труда корейских рабочих при ускоренной индустриализации страны. После многочисленных жалоб Южной Кореи Комитет рекомендовал Японии разработать интерпретационную политику, учитывающую озабоченности корейской стороны. Полагаем, что в случае Одессы речь идет о признании российского вклада в историю города, а также вклада еврейского сообщества, роль которого в формировании узнаваемого культурного облика Одессы была обозначена в досье буквально парой абзацев текста.

Значительное количество рекомендаций касается переработки имеющихся документов, в частности, плана управления, содержание которого не отражает требования Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия к системам управления объектами всемирного наследия. Многое необходимо разработать: систему мониторинга, перечень и показатели для оценки состояния сохранности, меры по управлению рисками и др.

Наконец,  Комитет рекомендует  государству-стороне пригласить совместную миссию Центра всемирного наследия ИКОМОС по реактивному мониторингу объекта для определения мер по достижению желаемого состояния сохранности и программы корректирующих мер для исключения объекта из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой. Название номинации было изменено: вместо предлагаемого Украиной вариант «Исторический центр портового города Одессы» с акцентом на порт было принято название, предложенное ИКОМОС — «Исторический центр Одессы». В формулировке выдающейся универсальной ценности, несмотря на активные возражения украинской стороны, сохранилось и упоминание Екатерины II как основательницы Одессы. Это особенно символично на фоне произведённого 29 декабря 2022 года сноса Памятника основателям Одессы – Екатерине II и её сподвижникам, который располагался непосредственно на территории объекта всемирного наследия.

Надеемся, что внесение исторического центра Одессы в Список всемирного наследия и следующее за ним повышенное внимание международного сообщества позволит в будущем предотвратить такие вопиющие действия, оказывающие деструктивное воздействие на  выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия.

Все новости